Что_главное_в_тренере

Что_главное_в_тренере

Профессионально важные качества тренера

Е щ е несколько лет назад профессии тренер , коуч в академической школе не существовало, получить диплом бизнес тренера вообще было нереально, но благодаря интенсивному развитию активных методов обучения ситуация изменилась в корне. Для каждой профессии, и тренер не исключение, есть профессионально важные качества. Одни, возможно, дарованы вам природой, а другие необходимо вырабатывать.

Высокая судьба человека – родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен. (Р. Эмерсон).

Профессионально важные качества – понятие, которое возникло вначале ХХ века благодар я исследованию психологии труда.

Исследователи пришли к выводу, что для профессиональной деятельности важны качества, часть из которых плохо тренируемы, а часть можно успешно развивать. Таким образом, для осуществления успешной деятельности в любой профессии, важно обладать системой профессионально важных качеств, по ним составляются психограммы и профессиограммы профессии.

Как стать тренером? Хорошим тренером? Быть профессионалом без определенных качеств, практически невозможно. Вот, например, рассмотрим профессию «психолог, ведущий психологических тренингов», сложно себе представить в этой профессии человека неинтелектуального и необщительного. О чем он будет говорить, как он будет вести группу? Думаю, комментарии излишни. Такой «специалист» рано или поздно должен или измениться, или поменять профессию. А вот профессионал своего дела быстро найдет себе высокоплачиваемую работу в сфере тренингов, предложений на рынке огромное количество.

Кстати, посмотреть свежие вакансии на рынке тренингов вы всегда можете в разделе вакансий портала Тренерская.ру.
И, зарегистрировавшись на нашем портале, вы всегда можете разместить свое резюме, которое увидит множество работодателей и заказчиков.

Но вернемся к теме нашей статьи и рассмотрим основные профессионально важные качества тренера:

Ответственность – позиция автора. Надо уметь самому отвечать за происходящее в жизни, а также научить этому участников тренинга ;
Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире. Фрэнк Крэйн

Интеллектуальность – для работы тренером необходимо много знать, постоянно развиваться, требуется немало знаний, чтобы сделать тренинг интересным, познавательным, на тренинги ходят интеллектуальные люди.
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.
Уильям Норман Беркетт

Знания в области психологии – работать с людьми надо, зная психологические особенности человека, группы, техники тренинга, упражнения для тренинга , методы и приемы обучения.
Можно говорить глупости, но не торжественным тоном. Юлиан Тувим

Креативность – без креативного подхода тренер будет создавать заурядные тренинги, а это ни кому не интересно.
Креативные личности и инноваторы верят. Они верят в себя и в свои решения, и предают забвению тех, кто не разделяет их точки зрения. Они демонстрируют такую уверенность в своих идеях, что страх перед поражением, преследующий других людей, отступает. Джин Ландрам.

Эмпатия – тренеру необходимо чувствовать участников тренинга .
Эмпатия
— понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание. Никифорова А.С. Полный толковый словарь.

Хорошие ораторские качества – Отсутствие страха публичных выступлений . Для тренера важно держать внимание аудитории, быть убедительным.
Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Поль Клодель.

Самоконтроль – необходим для реальной оценки ситуации. При возникновении нештатных случаев. Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями

Быстрота реакции – проявляется в умении разработать и оперативно применить различные вариации методы ведения тренинга, в зависимости от развития процесса, от состава группы.
Всегда есть
выбор : ты можешь реагировать на то, что сказано, на то, что хотели сказать или на то, что ты хотел услышать. Алексей Анненсков.

Доброжелательность – это необходимое условие для построения профессиональных отношений с людьми. Проявляя доброжелательность,тренер создает доверительные отношения с группой, дает возможность раскрыться участникам тренинговой группы и, как следствие, получить максимальный эффект от работы на тренинге.
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж.Гюйо.

Но какими бы пр офессионально важными качествами ни обладал, тренер, без образования и без получения сертификата тренера, о его профессионализме говорить нельзя.

Автор статьи: Галина Богданова – талантливый бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

Если вы ищете работу тренера — разместите свое резюме на сайте Тренерская.ру.
Для размещения объявления о вакансии тренера пройдите сюда.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Крайне мощное в своей эффективности в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Читайте также:  Сушка_тела_что_можно_есть_список

Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

Это в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале!

Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

  1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
  2. Готовую программу «Активные продажи» (6990 руб.)
  3. Готовую п рограмму «Работа с возражениями» (2990 руб.)
  4. Готовую программу «Холодные звонки» (6990 руб.)
  5. Готовую п рограмму «Эффективное руководство» (6990 руб.)
  6. Готовую п рограмму «Тренинга переговоров» (6990 руб.)
  7. Готовую программу «Ораторское мастерство» (6990 руб.)
  8. Готовую программу «Тренинга уверенности» (6990 руб.)

Как получить полный доступ? Очень просто!

5 качеств хорошего тренера

Когда «тренер» просто тренер? Никогда. Тренер – это всеохватывающий термин, который используют для идентификации того, кто несет ответственность за атлетов во время тренировки. Но этот термин – это всего лишь обложка, за ней скрываются еще множество ролей исполняемых парнем или девчонкой, которые заведуют тренировочным процессом. Так какими должны быть личные качества тренера и профессиональные качества тренера? Вот 5 важных качеств, которые на себя каждый раз берет хороший тренер, когда «становится за штурвал».

Хороший тренер — это.

Посол

Посол – это не просто иностранный сановник, но и тот, кто поддерживает или способствует определенной деятельности. Хороший посол знает каждого и подход найдет к каждому. Знаете ли вы имена всех своих подопечных? А если не знаете, то переспрашиваете? Вы представляете новичков всей группе? Вы способны говорить с большой группой людей в любой момент и раздавать указания? Чудесно! Вам нужно стать социальным мостом и сплотить их. Это поможет наладить отношения людей между собой и с вами. Знать хотя бы немного о своих атлетах – это одна из самых важных ролей для кроссфит-тренера.

Телохранитель

Кто защищает ваших атлетов? ВЫ! А знаете как правильно масштабировать любое движение или нагрузку? Можете ли определить, и самое важное, и исправить ошибки в технике выполнения движений у атлета? Может у кто-нибудь из ваших сейчас немного травмирован? Посол бы знал!

Лучшая реклама для кроссфит-бокса – это прогресс атлета. Ваш подопечный должен слышать от друзей и родителей такие фразы: «Ты выглядишь потрясно!», а не «Что с тобой случилоь?!». При первом замечании, атлет – это ходячая вывеска для хорошего зала с отличным тренерским составом, которая зазывает еще больше спортсменов. А при последнем замечании, скорее, эффект будет противоположным. Медленный и уверенный прогресс ВСЕГДА лучше, чем быстрый и плохой. Заботьтесь о своих атлетах и они вознаградят вас своей преданностью.

Учитель

Учитель, прежде всего, должен быть хорошим телохранителем (тот кто защищает своих учеников). Должен уметь раздавать простые и эффективные указания и подсказки (вербально, визуально, тактильно), которые будут понятными для больших групп. У вас уходит 5 минут на обучение движения, хотя показав его вы бы потратили 30 секунд и, возможно, это было бы эффективнее? Способны ли вы улучшить технику атлета, который и так выполняет упражнение достаточно хорошо и безопасно?

Будьте кладезем знаний. Изучив видео и статьи, передайте эти знаний вашим атлетам. Информация очень важна для подопечных, но она бесполезна, если навсегда останется в вашей голове. Тренируйтесь обучению движений и запомните ту информацию, и те подсказки, которые сработали лучше всего. Толковый лаконичный тренер увеличивает эффективность группы в разы.

Мотиватор

Если вы не корректируете или улучшаете, то хотя бы должны мотивировать. Может некоторые ваши подопечные лучше реагируют на положительные возгласы: «Ты можешь!», «Давай, давай!», «Выдохнул и за работу!». Или они больше отзываются на подстегивания:«Давай! Взял штангу и пашешь!»? Посол (тот кто знает свою группу) чувствует, что и кому нужно сказать, а телохранитель понял бы когда, ускоряя атлетов, вы ухудшаете их технику. Время сделать шаг назад и откорректировать. Молчите больше 10 секунд? Спортсмены могут заниматься под громкую музыку дома, причем бесплатно. Дайте им услышать и понять, что вы за ними смотрите. Это поможет им стать увереннее в себе и улучшить свои результаты. Атлет должен понимать какую пользу он получает от тренировок.

Читайте также:  Как_распознать_любовь_девушки

Маэстро

Способность связать все вместе. Вы можете взаимодействовать со всеми своими подопечными хорошо, при этом следить за правильностью их движений при корректировке, обучению и мотивированию их, еще и следить за временем, придерживаться плана тренировок и не выходить за пределы вашего часа? Группа не должна догадываться что будет дальше. Как только кто-то из спортсменов закончил разминку или первую часть тренировки (силовой или меткона), дайте ему знать, что будет дальше. Именно так, тот кто закончил первым, может переходить к следующему этапу тренировки, а те кто позади будут тянуться за ним. Занятие проходит слишком долго? Вы уменьшите ограничение по времени для того, чтобы другая группа в зале могла начать заниматься вовремя? Хороший маэстро сможет превратить занятие в высокоинтенсивную веселую симфонию, состоящую из движений и взаимодействий.

С какими ролями вы справляетесь хорошо? С какими не очень? Не справляетесь со всеми 5-ю? Как и для любого атлета кроссфит здесь действует правило: «Работайте над улучшением всего спектра и прогресс не заставит себя ждать».

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА

Психология спорта всё более перемещает свои интересы на личностный и социально-психологический уровни спортивной деятельности.

Профессия тренера в первую очередь приравнивается к педагогической деятельности. В учебной и методической литературе можно найти множество исследований о профессионально важных качествах, которыми должен обладать педагог, так как общество предъявляет к его деятельности и личности очень высокие требования. Например, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н.Шиянов пишут так: «Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научнопедагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность» (Сластенин, Исаев, Шиянов, 2002).

Как мы уже говорили, тренерская деятельность — это педагогическая деятельность с «дополнительной нагрузкой», поэтому и требования к личностным и профессионально важным качествам имеют свою специфику. Как пишет Н.Ф.Пурахин, обобщая научные исследования последнего столетия, все профессионально важные качества тренера принято делить на следующие группы:

  • 1) мировоззренческие;
  • 2) нравственные;
  • 3) коммуникативные (включая педагогический такт);
  • 4) волевые;
  • 5) интеллектуальные,
  • 6) перцептивные: аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти);
  • 7) двигательные (психомоторные) (Пурахин, 2008).
  • 1. Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции. Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как, например, чувство ответственности за будущее каждого ученика. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать за дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.
  • 2. Необходимо, чтобы тренер обладал целым комплексом нравственных качеств, так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но прежде всего на личном примере. Личный пример — лучшая проповедь. Тренеру необходимо постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования. Тренер-педагог — это человек, специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у юных спортсменов склонностью к подражанию. Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия.

Важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

  • 3. Коммуникативные качества дают тренеру возможность устанавливать педагогически целесообразные и эффективные отношения не только со спортсменами, но и с их родителями, руководством спортивного коллектива. Умение общаться на разных уровнях позволяет тренеру находить индивидуальный подход к каждому спортсмену, грамотно мотивировать и стимулировать его. Чем легче тренеру будут удаваться взаимоотношения со спортсменами, тем лучше он будет понимать, сочувствовать, сопереживать. Развитие коммуникативных качеств позволит тренеру устанавливать деловые и эмоциональные связи, которые обеспечат успешную реализацию всей его деятельности.
  • 4. Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренера считаются целеустремленность, инициативность, смелость, решительность, выдержка и самообладание. Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая, чтобы их ученики быстрее достигли результата, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию. Тренер не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.
  • 5. Интеллектуальные качества помогают тренеру находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующую способность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.
  • 6. Требования, предъявленные к деятельности тренера, обусловливают наличие у него качеств перцептивной сферы, определяющих точность восприятия движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации.
  • 7. Качества психомоторной сферы влияют на точность выполнения технических приемов при их показе. Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать эти качества на должном уровне. А для этого приходится соблюдать режим питания, следить за своим здоровьем. Мастерство тренера обнаруживается и в специфической интуиции — способности по невидимым для других признакам оценивать выполнение элементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена и спортивного коллектива.
Читайте также:  Топ_5_ловушек

Если обобщать требования, предъявляемые к личности и профессиональным навыкам спортивного тренера, встречающиеся в различных литературных источниках, можно выделить следующие (табл. 3).

Для успешности профессиональной деятельности спортивного тренера необходимо на каждом из этапов профессиональной карьеры оценивать личностные и профессиональные качества, развивающиеся способности, особенности индивидуального стиля деятельности.

Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд приводят результаты многочисленных исследований того, тренеры с какими профессионально важными качествами оказываются более успешными в профессиональной деятельности (Уйэнберг, Гоулд, 2001). Но до сих пор нет единого ответа на этот вопрос. Зачастую мнения спортсменов и тренеров по этому вопросу расходятся между собой (табл. 4).

В итоге большинство исследователей приходят к выводу, что успех в тренерской работе в значительной мере зависит не от психологических характеристик тренера, а от его знаний и выстраивания взаимоотношений со спортсменами. Другие авторы считают, что основные различия между эффективными и неэффективными тренерами лежат в мотивационной и волевой сферах.

Проведенные учеными исследования показали, что встречаются тренеры, сочетающие в себе как положительные, так и отрицательные проявления своих профессиональных и личностных качеств. В связи с этим и эффект работы тренера будет различным (табл. 5).

Как правило, идеальный вариант (А) в практике встречается редко. При вариантах В и С в результатах учеников — застой или регресс. При варианте D кривая результатов падает. Каждый тренер в своей профессиональной деятельности и в проявлении личностных качеств должен стремиться к идеальному варианту. У тренера, имеющего положительные оценки как по профессиональным, так и по личностным показателям, кривая результатов его подопечных неизменно повышается.

Евгений Гомельский, основываясь на огромном опыте тренерской и наставнической работы в баскетболе, делится своим представлением о том, каким должен быть тренер: «Прежде всего, он должен быть разным, непредсказуемым, артистичным. Это требование к тренеру я возвожу во главу угла, потому что ситуация в спорте способна меняться в доли секунды, при этом она всегда требует адекватной реакции. Мгновенно приспосабливаясь к происходящему на площадке, тренер должен уметь вовремя подсказать спортсмену-воспитаннику, что надо сделать, чтобы добиться успеха. Если же в арсенале наставника одни шаблоны и он не полагается на интуицию, на смекалку, на свою

Таблица 3. Требования, предъявляемые к личности и профессиональным навыкам спортивного тренера (по данным Е. П. Ильина, Р. С. Уэйнберга, Д. Гоулда (Ильин, 2008; Уэйнберг, Гоулд, 2001))

Развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов)

Способность к образному представлению предметов, процессов и явлений

Аналитичность мышления (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации)

Предметность мышления (способность воспринимать объекты реального мира и их признаки)

Способность глобально мыслить Стратегическое мышление

Умение четко и кратко формулировать информацию Хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти)

Эмоциональная устойчивость Сдержанность

Выразительность и эмоциональность речи

Профессионально важные качества

Предусмотрительность Внимание к деталям Способность к творчеству

Хорошее общее физическое развитие — выносливость, координированность, сила, быстрота Способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе

Умение управлять собой Организаторские способности Способность быть лидером

Умение правильно и эффективно распределять время Умение предвидеть результат

Развитые волевые качества

Таблица 4. Психологические характеристики успешного тренера (Уэйнберг, Гоулд, 2001, с. 131-140)

Устойчивость к психическому

Способный управлять спортсменами

Твердость и реалистичность взглядов

Уверенность в себе

Способность к творчеству

и интеллектуальный уровень

Готовность принять новое

Высокий уровень профессиональных знаний, опыт

Таблица 5. Варианты оценки деятельности тренера (Методические рекомендации. 2012)

Ссылка на основную публикацию
Что_входит_в_силовые_упражнения
Силовая тренировка Любое движение, которое мы делаем — идём пешком или ведём машину — задействует мышцы. Мышцы — это уникальная...
Чечевица_что_это_такое_фото
Как выглядит чечевица и что это такое, ее виды и сорта с описанием Незаслуженно забытая и вытесненная другими бобовыми культурами...
Чечевица_это_белки_или_углеводы
Чечевица Чечевица - мелкое плоское семя однолетнего растения семейства бобовых. Чечевица богата растительным белком, ее употребляют в пищу с доисторических...
Что_входит_в_состав_белка
Белки Белок является важным строительным материалом нашего организма. Из него состоит каждая клетка организма, он входит в состав всех тканей...
Adblock detector