Индекс_мощности_шаповаловой

Индекс_мощности_шаповаловой

Индекс мощности Шаповаловой В.А.

Основные понятия:

Мощность в физиологии, как и в физике характеризует способность выполнять работу. Мощность определяется тренированностью и общим уровнем здоровья. Определяемый индекс, является интегральным показателем. Низкое значение индекса кроме слабого развития двигательных качеств – силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы.

Ход работы (практическая часть)

1.Определите вес тела и переведите значение в граммы.

2.Измерьте ваш рост в сантиметрах.

3.Рассчитайте и оцените индекс.

Вес тела в г разделить на рост в см полученное число умножить на количество наклонов выполненных за одну минуту и разделить на 60 (у.е.)

Вопросы для проверки усвоенных умений.

1. От чего зависит развиваемая человеком мощность ?

2. Как долго человек способен удерживать максимальную мощность при выполнении работы?

3. Что такое утомление ?

Темы для самостоятельного изучения теоретического материала.

Работоспособность и утомление.

ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К АДАПТАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15.

Тема:

Оценка адаптационного потенциала (АП) по методу Баевского Р.М. и сотр. (1988).

Основные понятия.

Используется для оценки функциональных возможностей организма в целом. Система кровообращения служит индикатором адаптационного потенциала. Переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии представляет собой процесс постепенного снижения степени адаптации организма к условиям окружающей среды.

Функциональное состояние (или уровень здоровья) оценивается:

1. удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма;

2. напряжением адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды при снижении функциональных возможностей;

4. срывом адаптации, сопровождающимся резким снижением функциональных возможностей организма.

Ход работы (практическая часть)

1. Определите ЧСС в покое;

2. Измерьте артериальное давление в покое. Рассчитайте свое пульсовое двление;

3. Измерьте массу тела в кг.;

4. Измерьте ваш рост в см.;

5. Рассчитайте адаптационный потенциал и оцените его.

АП (в балах) = 0,011ЧП + 0,014Адс + 0,008АДд+0.014В+

— 0,009Р + 0.009Мт – 0,27

АП – адаптационный потенциал;

ЧП – частота пульса;

АДс – артериальное давление систолическое;

Адд – артериальное давление диосталическое;

МТ – масса тела в кг;

Оценка теста:

Удовлетворительная адаптация – не больше 2,1 бала;

Напряжение механизмов адаптации 2,11- 3,2;

Неудовлетворительная адаптация 3,21 – 4,3;

Срыв адаптации – выше 4,31.

Вопросы для проверки усвоенных умений.

Что такое адаптация?

Что необходимо делать при высоких значениях адаптационного потенциала?

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 5821 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Индекс мощности шаповаловой

Проблема адаптации студентов в вузе — важное условие успешной педагогической деятельности. Согласно современным требованиям при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности и физического здоровья.

Практическое решение задач, связанных с процессом адаптации студентов является важной социальной задачей и предполагает выработку методов диагностики их адаптационных возможностей и способностей, уровня адаптированности, режима и организации учебного процесса, выработке направления оптимизации процесса адаптации к образовательной деятельности. Поэтому исследование процесса адаптации и физического здоровья студентов к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.

По утверждению В.А. Сухомлинского (1971), добрая половина забот и тревог о молодежи связана со здоровьем. По его мнению, «забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя». Вот почему одна из главных задач школы, вуза — организовать медико-санитарное просвещение школьников и студентов, привить им интерес и привычку к занятиям физической культурой и спортом и предложить им такие внеучебные занятия, которые обеспечивали бы необходимую норму двигательной активности. А самое главное — рационально организовать учение студентов, способствующее устранению чрезмерных нагрузок.

Как это ни парадоксально звучит, но важнейший путь из них — это личностно ориентированная направленность самих преподавателей на укрепление их собственного здоровья и формирование ответственного отношения к нему.

Здесь уместно, перефразируя известный афоризм о друге, выразиться так: «Скажи, студент, как ты относишься к своему здоровью, и я скажу как ты будущий учитель, будешь относиться к своим детям, к своим ученикам».

Мы уверены в том, что преподаватель, осознающий необходимость целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, сумеет эффективно содействовать нормальному физическому и психическому развитию подрастающего поколения. В этом плане он выгодно отличается от того специалиста, который не в состоянии мобилизовать учащихся и студентов личным примером и придерживаться здорового образа жизни только на словах.

Читайте также:  Как_подобрать_силовую_ленту

В целом стратегический курс образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи достигнет желаемых положительных результатов только в том случае, если все задачи, связанные с воспитанием, обучением и медицинским обслуживанием будут решаться комплексно, при активном участии администрации, профессорско-преподавательского состава, медицинских работников вузов и при самом активном участии каждого студента.

Исследованием было охвачено 409 студентов 1-4-ого курсов факультета психологии и педагогики. Из них было 132 юноши (68 — находились на обычном двигательном режиме — посещали два раза в неделю занятия по физической культуре и 64 — занимались дополнительно 3-4 раза в неделю в различных спортивных секциях). Анализ нами был проведен не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и небольшие индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.

Данные ряда авторов, наши исследования и практический опыт свидетельствуют, что среди простых и легко доступных показателей у студентов наиболее информативным и тесно коррелирующими с величиной максимального потребления кислорода (МПК) являются: «двойное произведение» — индекс Робинсона; индекс Руфье; индекс Кетле; индекс Скибинского и индекс мощности В.А. Шаповаловой. Эти индексы тесно взаимосвязаны не только с МПК, но и целым рядом показателей физической подготовленности (прежде всего с результатами бега на 1500 метров) и острой респираторной заболеваемостью (обратная связь). Как видим, комплекс состоит из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма и уровнем общей выносливости и предлагается нами для включения в систему экспресс-оценки физического здоровья студентов разного пола и возраста факультета психологии и педагогики.

Поскольку, предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, мы применили по принципу других авторов (Руфье, М.А. Годик, Г.А. Апанасенко, А.П. Шаповаловой) формализованную оценку каждого показателя в баллах.

2. Двойное произведение — ЧСС (уд/мин) х АДсист
индекс Робинсона = —————————— (усл.ед);

4. Индекс мощности Шаповаловой В.А.=

5. Индекс Руфье =

Далее по таблицам каждому показателю дают оценку в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья студента.

2-7 баллов — низкий;

8-10 баллов — ниже среднего;

11-15 баллов — средний;

16-20 баллов — выше среднего;

21-25 баллов — высокий.

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого студента.

Так низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о недостаточном питании студента или слабом развитии мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении.

Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.

При низкой оценке индекса Скибинского можно говорить о недостаточности функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости к гипоксии.

Низкая оценка индекса В.А. Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств — силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы.

Низкие оценки индекса Руфье говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма студента.

Учет этих данных позволит преподавателю физической культуры или тренеру подбирать рациональный индивидуально дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что даст возможность оптимизировать процессы роста и развития организма студента, с большим успехом нивелировать негативное влияние вузовского режима и организацию учебного процесса и других отрицательно воздействующих факторов среды.

Предложенную систему экспресс-диагностики довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого студента и на этой основе планировать и выбирать соответствующие мероприятия по их оздоровлению немедикаментозными средствами и подбирать тренировочные программы.

Интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень адаптационных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз и функциональные резервы, и степень напряжения регуляторных механизмов. Поэтому уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени (мощность здоровья) при первичном скрининге.

К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени и уровней адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия.

Работоспособность, а в конечном итоге и здоровье человека определяется его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия (Н.А. Агаджанян, И.В. Руженкова, Ю.П. Старшинов с соавт., 1997).

Читайте также:  Можно_ли_тушить_редьку

В результате физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечно­сосудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма показателя риска развития у них заболевания. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами» (В.В. Парин, Р.М. Баевский, М.Д. Емельянов и др., 1967; Р.М. Баевский, А.П. Берсе-нева, В.К. Вакулин и др., 1987; Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997).

Адаптивные возможности организма — это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой (В.П. Казначеев, 1980; Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997).

Для определения уровня особенностей функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах — баллах. Выявление величин АП применимо нами в ходе изучения влияния учебных нагрузок в разные периоды учебного года на физическое развитие и здоровье студентов 1-4-ого курсов факультета психологии и педагоги.

В настоящее время для определения адаптационных возможностей предложены различные методы качественной и количественной оценки (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987). Наиболее широкое признание получили принципы и подходы В.П. Казначеева (1980), и В.И. Светличной и С.Г. Тусупбековой (1990), в основе которых лежит концепция о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе общих приспособительных реакций и об антропометрических показателях, как показателях физического статуса организма.

Авторами введено понятие уровней адаптации, которые являются косвенной характеристикой состояния адаптационных возможностей организма. Различают «удовлетворительную адаптацию», «напряжение адаптации», «неудовлетворительную адаптацию» и «срыв адаптации».

Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производится по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой и др. (1987) по следующей формуле:

+0,014(возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,

где ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту);

САД — систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)

ДАД — диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)

Учитывая, что ранее не проводилось изучение уровней адаптационных возможностей у студентов, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методе центильных коридоров. Индивидуальные величины АП распределяются по четырём степеням установленным для взрослых на основании критериев эффективности.

Нормативные значения адаптационного потенциала (АП) для взрослых, соответствующие различным уровням адаптации

(Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987)

Результаты исследования индекса Шаповаловой

И разработка рекомендаций по ее совершенствованию и ведению ЗОЖ

Проверила: канд. мед. наук Давлетова Н.Х.

1. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ _____КЛАССА

Таблица №1.1.

Результаты расчета весо-ростового показателя (индекса Кетле)

ФИО учащегося Рост, см Все, кг Индекс Кетле
1. Иванов И.И. средний
2. Петрова И.В.

Таблица №1.2.

Результаты исследования весо-ростового показателя (индекса Кетле) у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
Избыток массы тела
Дефицит массы тела
Масса тела соответствует росту

Вывод. В результате проведенного исследования весо-ростового показателя у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: у _____% учащихся масса тела соответствует росту, у _____% учащихся наблюдается дефицит массы тела, _____% избыточный вес.

Таблица №1.3.

Результаты расчета коэффициента пропорциональности

ФИО учащегося Рост стоя, см Рост сидя, см Коэф. пропор-ти Оценка результатов
1. Иванов И.И. ниже нормы
2. Петрова И.В. норма

Таблица №1.4.

Результаты исследования коэффициента пропорциональности

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
ниже нормы
в пределах нормы
выше нормы

Вывод. В результате проведенного исследования коэффициента пропорциональности у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся коэффициент пропорциональности в пределах нормы, у _____% учащихся – ниже нормы, _____% — выше номы.

Таблица №1.5.

Результаты значения экскурсии грудной клетки

ФИО учащегося Окружность грудной клетки на вдохе Окружность грудной клетки на выдохе Экскурсия грудной клетки
1. Иванов И.И.
2. Петрова И.В.

Таблица №1.6.

Результаты исследования значений экскурсии грудной клетки

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
ниже нормы
в пределах нормы
выше нормы

Вывод. В результате проведенного исследования значений экскурсии грудной клетки у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся значения экскурсии грудной клетки в пределах нормы, у _____% учащихся – ниже нормы, _____% — выше номы.

Читайте также:  150_Мл_сметаны_это_сколько_ложек

Таблица №1.7.

Результаты оценки состояния дыхательной системы по пробам

Штанге и Генчи

ФИО учащегося Проба Штанге Проба Генчи Оценка результатов
1. Иванов И.И.
2. Петрова И.В.

Таблица №1.8.

Результаты исследования оценки состояния дыхательной системы по пробам Штанге и Генчи у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
Проба Штанге
ниже нормы
в пределах нормы
выше нормы
Проба Генчи
ниже нормы
в пределах нормы
выше нормы

Вывод. В результате проведенного исследования состояния дыхательной системы у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся значение пробы Штанге в пределах нормы, у _____% учащихся – ниже нормы, _____% — выше номы. _____% учащихся значение пробы Генчи в пределах нормы, у _____% учащихся – ниже нормы, _____% — выше номы.

Таблица №1.9.

Результаты оценки ортостатической пробы

ФИО учащегося ЧСС (уд/мин) Разница ЧСС Оценка результата
лежа стоя
1. Иванов И.И. удовлетворительно
Петрова И.В. не удовлетворительно

Таблица №1.10.

Результаты исследования ортостатической пробы

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
удовлетворительно
не удовлетворительно

Вывод. В результате проведенной ортостатической пробы у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся значения ортостатической пробы клетки в пределах нормы, у _____% учащихся учащение пульса составило более чем на 20 уд./мин., что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Таблица №1.11.

Результаты оценки индекса Руфье

ФИО р1 р2 р3 Индекс Руфье Оценка результата
1.
2.

Таблица №1.12.

Результаты исследования индекса Руфье

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
отлично
хорошо
удовлетворительно
плохо

Вывод. В результате проведенного исследования индекса Руфье у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся отличное сердце, у _____% учащихся – хорошее сердце, _____% — сердечная недостаточность средней степени.

Таблица №1.13.

Результаты оценки Индекса Шаповаловой

ФИО учащегося Индекс Шаповаловой Оценка результатов
1. Иванов И.И.
2. Петрова И.В.

Таблица №1.14.

Результаты исследования индекса Шаповаловой

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий

Вывод. В результате проведенного исследования значений индекса Шаповаловой у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся имеют высокие значения индекса Шаповаловой, у _____% учащихся индекс Шаповаловой – выше среднего, _____% — средний, _____% — ниже среднего, _____% — низкий.

Таблица №1.15.

Результаты оценки плантограмм по И.М. Чижину

ФИО учащегося Отрезок А Отрезок В Соотношение отрезков А и В Оценка результатов
1. Иванов И.И.
2. Петрова И.В.

Таблица №1.16.

Результаты исследования плантограмм по И.М. Чижину

у учащихся ___ класса

Наименование Количество мальчиков Количество девочек Всего
нормальная стопа
уплощенная стопа
плоская стопа

Вывод. В результате проведенного исследования плантограмм у учащихся _____ класса можно сделать следующее заключение: _____% учащихся имеют нормальные стопы, у _____% учащихся – стопа уплощенная, _____% учащихся имеется плоскостопие.

2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ _____ КЛАССА

Оценка результатов бега на _______м. (сек.)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. 7,3 средний
2. Петрова И.В.

Вывод.(сформулируйте выводы к проведенному исследованию по примерам приведенным в разделе «Оценка уровня физического развития учащихся»):__________________________________

Оценка результатов челночного бега 3х10 м. (сек)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. 10,5 средний
2. Петрова И.В.

Оценка результатов шестиминутного бега (м)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. средний
2. Петрова И.В.

Оценка результатов прыжка в длину с места (см)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. средний
2. Петрова И.В.

Оценка результатов в наклоне туловища вперёд из положения сидя (см)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. средний
2. Петрова И.В.

Оценка результатов в подтягивании на низкой перекладине (раз)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
Иванов И.И. средний
Петрова И.В.

Оценка результатов в подтягивании на высокой перекладине (раз)

ФИО учащегося Результат Оценка результата
1. Иванов И.И. средний
Петрова И.В.

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

Приводится пример разработки рекомендаций по совершенствованию физической подготовленности и ведения ЗОЖ для 1 учащегося прикрепленного класса на Ваш выбор.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Прикладываются все протоколы проведенных исследований и плантограммы

Ссылка на основную публикацию
Известные_танцоры_россии_21_века
Самые известные танцоры в мире С доисторических времен танцоры развлекали людей своими танцевальными трюками и постановками. Вот список 7 самых...
Ибупрофен_при_тромбофлебите
Препараты при лечении тромбоза: таблетки, мази, инъекции Средства от тромбоза вен – широкий спектр лекарственных препаратов, которые позволяют остановить прогрессирование...
Известные_танцоры_россии_21_века
Самые известные танцоры в мире С доисторических времен танцоры развлекали людей своими танцевальными трюками и постановками. Вот список 7 самых...
Икра_это_морепродукт_или_нет
Икра это морепродукт или нет Яйца (икринки) развиваются в парных яичниках (гонадах) самок. Оплодотворение икры у большинства рыб наружное и...
Adblock detector