Как_закручивать_шар_в_бильярде

Как_закручивать_шар_в_бильярде

Отклонение битка: как свести его к минимуму?

. чем меньше, тем лучше.

Многие удары в бильярде неожиданно идут мимо цели, когда игрок использует винт или наносит сильный удар. Без таких ударов в хорошей игре не обойтись. Однако, чем больше вы закручиваете биток, и чем сильнее вы бьете, тем больше шар отклоняется от точки прицеливания. Это случается регулярно и выглядит как неизбежное явление.

Возможно, вы должны делать поправку при нанесении удара или делать компенсацию при выборе точки прицеливания? Но как это сделать со требуемой точностью? И надо ли это делать вообще, или причина больших неожиданных отклонений битка кроется в чем-то другом, и устранять ее надо другими методами? Попробуем разобраться. Это важнейший вопрос. Чем меньше будет отклонений битка, тем точнее станет ваша игра

Суть понятия "отклонение битка"

Термин "отклонение" был введен примерно лет 30 назад и употреблялся, в основном, среди профессиональных игроков и специалистов. Теперь он широко используется в популярной бильярдной литературе, но в различных и порой неправильных толкованиях. Для начала разберемся с терминологией.

Прежде всего — термин "отклонение" надлежит применять только к ситуации, когда биток движется до соударения с прицельным шаром по траектории, которая не совпадает с точкой прицеливания. Другие виды ошибок, такие как уход прицельных шаров с их предполагаемой траектории, или особенности траектории закрученного битка после соударения — не имеют отношения к термину "отклонение". Все, кто говорит об отклонении применительно к прицельным шарам или к битку, отскакивающему от борта, вносят путаницу.

Существует несколько принципиально разных физических процессов, внешне проявляющихся в отклонении битка от предполагаемой точки прицеливания и искажении его траектории до соударения с прицельным шаром. Основные из них:

Девиация — искривление траектории сильно завинченного битка за счет "кориолисовой силы". Это явление было изучено еще в прошлом веке. По этой же самой причине отклоняется пуля, пущенная из нарезного оружия в далекую мишень. Все хорошие стрелки знают об этом и умеют делать поправки. В бильярде это физическое явление используется при ударах "массе", с помощью которых изощренный игрок может сыграть "из за маски", пустив биток по параболической траектории. При выполнении же обычных винтов, т.е. — ударов закрученным битком по шарам, точка прицеливания на которых открыта, это явление вредит, однако величина искажения траектории за счет девиации стабильна и легко прогнозируется опытным игроком в любых условиях.

Девиация не имеет отношения к "настоящему" отклонению, тайну которого мы здесь обсуждаем, хотя бы потому, что ее результаты всегда предсказуемы и постоянны, они одинаковы у всех игроков, играющих в разной манере и разными киями. При девиации траектория битка искривляется, тогда как при истинном отклонении она остается прямой, то есть биток попросту оправляется "не туда", хотя и движется прямо. Вообще говоря, девиация — полезное явление (для тех, кто умеет ею пользоваться). Кстати, Кориолис открыл свои знаменитые законы, изучая карамболь.

Аномальные отклонения — это непредсказуемые и неповторяющиеся события, вызванные асимметрией, физическими дефектами оборудования или неверными действиями игрока. Грязь на сукне стола, уклон в одном из углов стола, незаметный глазу бугорок плиты, скрытая полость в дешевой наклейке из прессованных опилок кожи, трещина в шафте, зерно некачественного мела, прилипшее к битку — все эти вещи могут изменить траекторию битка при движении или изначально исказить его заданное направление.

Некоторые аномальные отклонения сильнее заметны, если биток пущен тихо, другие происходят при ударе любой силы, но регулярности при этом не наблюдается. Ясно, что такие вещи случаются довольно редко, особенно при должном уходе за оборудованием. Также ясно, как с ними бороться. Если игрок не умеет делать правильный надежный упор, то при соударении кия с битком точка нанесения удара или его направление могут непредсказуемо измениться — вплоть до "кикса". Преодолению проблемы неправильной игровой техники посвящены другие статьи на этом сервере.

Существует также эффект, проявляющийся в различной степени искривления траектории битка из за особенностей залегания ворса на новом, рыхлом сукне. Все эти разного рода промахи, вызванные случайными причинами, не имеют отношения к "настоящему" отклонению, в отличие от них — "настоящее" случается регулярно, на всех столах, с любыми игроками — стоит им лишь посильнее ударить.

В результате многолетних научных исследований, изучавших удар бильярдного кия с использованием скоростной фотографии, была получена достоверная информация о причинах отклонения битка, и уточнен сам термин, являющийся теперь "промышленным стандартом".

Отклонение битка происходит, когда удар приходится не по центру битка, а левее или правее, а также при сильном ударе без винта. Шар отклоняется всегда в направлении, противоположном стороне, куда была смещена от центра точка нанесения удара по битку (в случае с сильным центральным ударом — биток отклоняется в любую сторону).

Причиной отклонения является то, что вектор импульса, посылающего биток вперед (с винтом или без) не совпадает с вектором движения кия, создающего этот импульс. Иными словами — реальный удар происходит не в том направлении, куда игрок послал свой кий.

Читайте также:  Turinabol_10_vertex

Ударьте биток слева от центра, и он отклонится вправо от направления, куда смотрело древко кия. Ударьте справа — биток отклонится влево. Величина отклонения битка варьируется от очень небольшого (1/8 дюйма на расстоянии 8 футов) до впечатляющих полутора дюймов на том же самом промежутке.

Установлено несколько фактов, которые в сумме составляют достаточно полную картину явления, называемого "отклонением битка":

Изучение фактов позволило, наконец, обратить внимание на истинную причину систематических отклонений битка, причина найдена — это неправильно сконструированный кий, деформирующийся при соударении с битком так, что реальный вектор удара оказывается направленным вовсе не туда, куда прицелился игрок. Сравнение киев различных конструкций поставило все на свои места.

Для достижения максимального отклонения (что, конечно же, является крайне нежелательным в реальной игре), нужно взять для эксперимента кий с сильно сужающимся конусовидным древком и твердой наклейкой (диаметром 13,5 мм или больше). Кий должен также иметь очень твердый наконечник, например, из слоновой кости или материала типа фенолопласта, сделанный с глухим донышком (так наз. "стакан"), и жесткий соединительный узел — из стали, к примеру. Ударьте таким кием биток на 3/8 дюйма от центра, нанесите сильный удар, и вы получите максимальное отклонение. Биток уйдет с дорожки, указываемой древком, на 1-2 дюйма за 8 футов, возможно даже миновав прицельный шар!

Очевидно, что любой игрок, даже играя таким ужасным кием, но имея достаточно времени, сможет запрограммировать свой "умственный компьютер" так, чтобы делать поправки на все возможные отклонения в соответствии с условиями и силой удара. Это возможно, если он играет регулярно и находится в прекрасной спортивной форме. Правильно ли это? В действительности, это означает ,что игрок невольно ограничивает себя, прибегая к таким ухищрениям, и становится рабом своей постоянной практики. Нет ли способа перестать держать в голове все заботы, связанные с компенсацией отклонений, и потратить тренировочное время на более важные вещи?

Развиваясь путем проб и ошибок, игроки прошлого обнаружили, что они могли играть лучше с наклейкой меньшего диаметра. Они не смогли этого объяснить, но просто приняли как факт. Они имели дело с плохо разработанными киями, снабженными наконечниками из слоновой кости, стальными соединительными узлами и неправильной конусностью, снижавшей размер древка до 11-12mm, еще они делали некоторую поправку на неравномерный изгиб древка и этим неосознанным путем действительно снижали отклонение. К сожалению, в то же самое время они потеряли способность делать дальние удары из-за меньшей поверхности наклейки и меньшего контроля траекторий битка, которые был бы возможен только при использовании больших наклеек.

Если вы стремитесь к минимальному отклонению битка, то потребуется кий с "мягким", упругим наконечником и шафтом, который мгновенно бы "поглотил" удар, точнее, принял бы часть его энергии в строго симметричный волнообразный изгиб, и затем постепенно вернул бы ее назад, не позволив наклейке скользнуть поперек шара. Кий должен иметь для этого гибкий упругий шафт с постоянным диаметром в первой трети длины и "мягкий" соединительный узел (пластиковый или по схеме "дерево в дерево").

Все должно служить достижению двух целей: "Принять" ударную волну от наклейки по древку и не пропустить в турник кия сильный импульс отдачи, чтобы не возникла встречная волна от вибрации. При таком мягком соударении частицы мела на наклейке останутся в контакте с поверхностью битка дольше, чем при жестком соударении, обеспечив больший контроль битка и уменьшая возможность кикса.

"Отдать" энергию удара из волнообразно сжатого шафта обратно в биток, в процессе распрямления шафта, при этом направление импульса возвращаемой энергии должно быть противоположным. Это возможно лишь когда шафт сжимается и распрямляется волнами, идущими строго вдоль оси шафта — без боковой деформации (на практике эти волны имеют микроскопические размеры, и они существуют тысячные доли секунды, по сравнению с ними нежелательная боковая деформация кия даже на полмиллиметра будет выглядеть огромной).

Таким образом — кий правильной конструкции позволяет наносить удары с винтами и удары большой силы без отклонения реального вектора силы, передаваемой битку, от прицельной оси. Для сохранения энергии удара в виде волны упругого сжатия и возврата ее без искажения — кий должен иметь лишь небольшую конусность передней трети шафта или не иметь ее вовсе.

Естественно, что материал шафта должен обеспечивать совершенно равную степень упругости при поперечном изгибе в любом направлении. Насадка, стык и турник кия должны как можно меньше реагировать на удары по битку своей ответной вибрацией. Волна упругого сжатия шафта не должна искажаться помехами от таких вибраций. Рука игрока, пославшего биток сильным ударом, должна ощущать лишь отдачу при ударе, но не вибрацию кия. Если кий соответствует всем этим условиям — размер наклейки не имеет никакого значения, главное, чтобы она не была бы экстремально твердой и скользкой.

Теперь вы полностью контролируете ситуацию и не думаете больше о непредсказуемых отклонениях, случавшихся прежде с ужасной регулярностью.

Винт. Накат и оттяжка

Винт. Накат и оттяжка

В каждой игре есть своя изюминка. Такая изюминка есть и в бильярде.

Читайте также:  Yoho_band_2_инструкция

Название этой изюминки — винт. Согласно бильярдной терминологии, винтами называются удары, когда биток в той или иной степени вертится волчком вокруг своей вертикальной оси. Винт — это заранее рассчитанный удар не по центру шара. Причем в зависимости от того, в какую часть шара наносится, он так и называется: в верхнюю часть — верхний винт, или накат; в нижнюю часть шара — нижний винт, или оттяжка; правее центра шара — правый винт, левее — левый винт. Есть еще винты, совмещенные пропорционально и непропорционально: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний. Эта пропорция определяется игроком для каждого конкретного удара. О винтах можно говорить бесконечно. В теории это самая непросчитанная и самая непросчитываемая часть.

Путаются в винтах порой не только начинающие. Вы уже знаете, что при точном центральном ударе в борт под прямым углом без винта (кий приходится точно в центр битка) биток должен вернуться прямо к вам. При смещении точки удара кием по битку биток придет от борта не точно к вам, а пройдет правее или левее. Краткое описание всех эффектов винта сделать очень сложно, но еще сложнее применять винты на практике. Винты чаще всего применяют для изменения траектории битка. Какое влияние на траекторию шара при горизонтальном ударе оказывает тот или иной винт и при каких обстоятельствах?

Этих обстоятельств немало:

• в результате действия самого кия;

• вследствие взаимодействия с покрытием (сукном);

• вследствие взаимодействия с бортом (с бортами), когда винт может приобретать еще значение попутного и обратного;

• в результате взаимодействия с другим прицельным шаром (шарами);

• в зависимости от степени удаленности от центра точки приложения силы, то есть от силы винта;

• в зависимости от силы самого удара;

• в зависимости от полноты контакта с другим прицельным шаром, то есть от резки;

• во всевозможных сочетаниях уже конкретной игровой ситуации, где ничего уже не может быть произвольным.

Начнем с начала перечня. Первоначальной причиной всех бед является тот факт, что каждый удар кием по боковой поверхности шара отклоняет его в противоположную сторону. Левый винт — вправо, правый винт — влево.

Если расстояние между шарами будет большим, то «свой» шар станет подвержен эффектам вращения и начнет поворачивать в ту сторону, по которой был произведен удар. Здесь очень важны сила и качество удара, степень винта, качество покрытия. При горизонтальных ударах эти отклонения не будут большими, но и их необходимо учитывать при оценке каждого бокового удара. Теперь, стремясь придать максимальное вращение «своему» шару при горизонтальном ударе, игрок может идти двумя путями: во-первых, удалять точку приложения силы от центра шара, а во-вторых, ускорять движение самого кия, то есть делать более стремительный удар. Но надо помнить об одном правиле — удалять точку приложения силы при винте можно не более, чем на 60 % от центра. Именно здесь критический предел контролируемого удара, за этой чертой кий при ударе будет обгонять шар.

Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар (или биток, как хотите) после удара пошел вперед. Для этого биток нужно ударить протяжным длинным ударом в верхнюю часть. Сделать это надо плавно и протяжно, а направление удара должно проходить в плоскости, параллельной бильярду. Есть еще один маленький секрет наката. При таком ударе важно не просто бить в верхнюю часть шара, но и немного опустить правую руку так, чтобы удар шел как бы немного внизу вверх. Тогда биток, двигаясь вперед, завертится еще и сверху— вниз, и когда он ударит по прицельному шару, то передаст последнему только свое поступательное движение, а сам после удара продолжит двигаться вперед. Подобный удар, как вы уже поняли, называется «накат». Накат самый обыкновенный и легкий удар. Все новички начинают играть только накатом. Притом при накате вернее всего прицел и удар. В «комбинированной пирамиде» («Американке») это вообще самый распространенный удар. Он, как правило, делается для того, чтобы после реализации удара «свояк» подкатился к лузе. Так игрок делает себе «выход» для реализации следующего удара. Нередко профессиональные игроки заканчивают партию, забив все 8 шаров в одну лузу, пользуясь исключительно накатом.

Для того чтобы биток, ударившись о прицельный шар, отошел назад, ему нужно сообщить два вида движения: одно поступательное, а другое вращательное, снизу вверх, то есть придать ему обратное вращение. При этом надо обязательно ударить в нижнюю часть шара, а правую руку необходимо держать строго параллельно плоскости игровой поверхности. Изредка игроки приподнимают правую руку, как бы совершая удар немного сверху вниз. Как и в предыдущем случае, биток после удара передаст прицельному шару поступательное движение, однако сам покатится не вперед, а постояв секунду-другую на месте, двинется назад. Этот удар называется «оттяжкой». Это, пожалуй, самый красивый, но и самый трудный удар. Многие весьма искусные удары немыслимы без оттяжки, и применение ее весьма обширно.

Совершая оттяжку, игроку необходимо сконцентрироваться на точном выполнении условий этого удара, а главное — на его полной завершенности до того момента, как вы начнете приподниматься над столом, желая уступить место своему шару. Сконцентрируйтесь на ударе, ведь шар обратно «по щучьему велению» «не прибежит». Не ожидайте также сразу и высоких результатов.

Читайте также:  Плотность_сухого_молока

Итак, ударяя кием в плоскости, почти параллельной плоскости бильярда, не размахивайте кием слишком сильно. При оттяжке всего важнее мгновенность и мягкость удара, а не сила. Как ни странно, но даже если вам надо сделать сильную оттяжку назад, мощно при этом бить не обязательно и даже не нужно. Притом огромное значение здесь имеет наклейка. Эластичная, до известной степени, и шероховатая — лучше всего.

Если хотят сделать очень крутую оттяжку и если биток и прицельный шар стоят очень близко, тогда необходимо ударить кием вниз под углом 45° (мы говорили о необходимости таких ударов чуть выше). Иногда необходимость удара сверху вниз появляется, когда шар стоит почти у борта и возможности поставить кий параллельно столу нет. Этот короткий и быстрый удар в высшей степени труден, и употребление его тотчас же выдаст игрока подготовленного. По степени трудности этот удар можно сравнить с клапштосом через весь стол. Чем больше вы вкладываете в удар конкретных игровых требований, тем больший контроль за техникой удара потребуется при исполнении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Спортивный бильярд. Как закрутить шар вокруг горизонтальной оси

Огромное количество людей любит играть на бильярде. Есть профессионалы, а есть просто любители. Кто-то играет лучше, кто-то немного хуже, однако всем хочется научиться некоторым эффектным приемам, которые удивят окружающих и продемонстрируют мастерство игрока. Существует множество различных приемов, наиболее яркий из них – закручивание шара или, говоря бильярдным языком, ‑ винт. Данный прием выглядит очень эффектно, так как само по себе вращение шара не очень заметно, а вот движение шара по бильярдному столу, вызванное этим вращением, может быть совершенно неожиданным. Давайте попробуем разобраться, как нужно сделать удар, чтобы закрутить шар вокруг горизонтальной оси, и какой будет эффект от такого вращения.

Результат удара кием по шару будет зависеть от места этого удара. Самый простой удар – удар в центр битка (шара, по которому осуществляется удар кием). Такой удар называется «клапштос» ‑ удар, при котором свой шар (биток) после центрального соударения с прицельным шаром остается на месте. В этом случае биток после удара кием некоторое время скользит по сукну бильярдного стола, а затем катится, вращаясь вокруг горизонтальной оси в направлении от кия.

Если место удара кия сместить немного вверх от центра шара, то получится «накат» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении движения шара. Так как линия действия силы со стороны кия не проходит через центр масс шара, то возникает вращающий момент. Аналогичная ситуация произойдет, если место удара кия сместить немного вниз от центра шара, в этом случае получится «оттяжка» – удар, при котором биток получает дополнительное вращение в направлении, обратном движению шара. В этом случае также возникнет вращающий момент, но в обратном направлении.

При столкновении битка с прицельным шаром, центр которого находится на линии движения битка (центральный удар), в зависимости от закручивания результат столкновения будет разным. При осуществлении «наката» после столкновения оба шара будут двигаться в направлении первоначального движения битка. Это удобно, когда линия, соединяющая центры битка и прицельного шара, проходит через центр лузы. В этом случае при точном ударе оба шара могут оказаться в лузе. При осуществлении «оттяжки» после столкновения прицельный шар будет двигаться в направлении первоначального движения битка, а биток начнет двигаться в обратном направлении. Это удобно при забивании шаров в центральные лузы. В этом случае при точном ударе оба шара можно забить в противоположные лузы.

Давайте рассмотрим, какой эффект будет от вращения битка при нецентральном ударе его о прицельный шар. Разлет шаров так же, как и без закручивания, будет под углом 90 0 . Это следует из законов сохранения энергии и импульса, а также теоремы Пифагора:

При клапштосе биток после удара о прицельный шар будет двигаться вдоль прямой линии, а при закручивании шара – по криволинейной траектории: при «накате» он отклонится вправо, при «оттяжке» – влево. Описанный эффект можно использовать для забивания шара в лузу при сложном расположении шаров на бильярдном столе. Однако необходимо учесть очень важный момент. При выполнении нецентрального удара кием по битку кий может соскочить, и получится «кикс» – неудачный удар кием, при котором возникло скольжение наклейки кия мимо желаемой точки удара. В этом случае траектория движения шара будет абсолютно непредсказуемой вплоть до подскока битка. Для того чтобы уменьшить вероятность «кикса», необходимо тщательно намелить наклейку кия, что увеличит силу трения и не даст кию соскользнуть.

По предложенному методу мы предлагаем вам потренироваться в выполнении удара с закручиванием битка и понаблюдать за движением шаров в результате такого закручивания.

Автор: Матвеев К.В., методист ГМЦ ДО г. Москвы

Ссылка на основную публикацию
Как_выбрать_свежую_кету
Как определить качество Кеты Кета широко используется в кулинарии, так как обладает диетическим мясом, в котором практически отсутствуют мелкие кости....
Кайлер_волам_тренировки
Тренировки КАЙЛЕРА ВУЛАМА | День 3 - Вспомогательные Упражнения (The Power Nation) Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵ Тренировки...
Как_восстановить_беруши
Как ухаживать за берушами Беруши «Интекс» — это вкладыши для ушей из вспененного полиуретана, защищающие уши от воды и уменьшающие...
Как_завязать_шнурки_лесенкой
Важные нюансы шнуровки ботинок, классические и креативные способы По мнению стилистов и модных экспертов, правильно подобранная обувь является половиной образа...
Adblock detector