Скрытый_кризис_в_психологии

Скрытый_кризис_в_психологии

Открытый кризис психологии. Его причины и последствия.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все более очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориальный аппарат психологии. Напомним об его основных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным элементом психики считались показания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, при дала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной вы ступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

Так появились различные школы, каждая из которых в центр всей системы категорий поставила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль.

Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям функции подчиненных – все это стало одной из причин распада психологии на различные – порой противостоящие друг другу – школы.

Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны, и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продол жала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее развитие шло в направлении взаимодействия школ.

Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период кризиса — период возникновения кризисной ситуации — и указывает его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. — первое десятилетие XX в. (Ждан А.Н., 1992. С. 80). Теоретические идеи, на которых базировалась психология Вундта, наиболее распространенное направление в европейской психологии во второй половине XIX в., с момента своего обоснования отличались двойственностью. Введя в психологию эксперимент (что было, несомненно, позитивным фактом), Вундт, вместе с тем, ограничил возможности его применения областью только элементарных процессов. К тому же и сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей — физиологии органов чувств, психофизики и психометрии,- сохранил свойственный этим областям физиологический характер и был лишь дополнен данными самонаблюдения.

В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса — собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.
Развитие эксперимента сопровождалось быстрым накоплением новых фактов, которые требовали и новых теоретических обобщений. В Европе, наряду с психологией Вундта и в полемике с ней, рождается психология актов Ф. Брентано, формируется психология функций К. Штумпфа, оформляется вюрцбургская школа психологии мышления и др. В Америке, наряду с психологией Э. Титченера, продолжающего идеи В. Вундта, большое влияние получили система В. Джемса и сформировавшийся на ее основе функционализм, а также объективные направления в исследованиях на животных (Э. Торндайк). Тем самым на смену господствующему ассоцианизму Вундта и его американскому варианту — структурализму, приходят функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология, которые в первые десятилетия XX столетия оформляются как ведущие мировые психологические системы..
Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология.

Характерно, что каждое из новых направлений выступало против какого-либо одного из этих положений. Так, Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания
Таким образом, неизбежно наступил следующий, третий период кризиса. Он характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.
Общий итог этому периоду подвел Л.С. Выготский. Он писал: "Беря все направления в их исторических границах, во всем том, что они были призваны сделать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти направления ставят своей задачей.

Читайте также:  Ациклические_упражнения_примеры

Изменить понимание сознания, а не отказаться от него как конструктивной категории в психологии, объяснить условия его порождения и функционирования — вот в чем состояла задача, решение которой позволяло действительно преодолеть кризис теоретической психологии. Ее решение требовало новых методологических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии. Советские психологи выдвинули задачу перестройки своей науки на основе принципов марксизма. Опора советской психологии на методологию марксизма-ленинизма означала перестройку "самого фундамента психологии", которая обеспечила подлинно научное, последовательно материалистическое решение основных проблем и явилась причиной всех ее достижений.

Бихевиоризм Уотсона.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

В 1913 году он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: введение в сравнительную психологию", в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: "стимул – реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

Открытый кризис» в психологии, его причины, периодизация, условия, характер.

Открытый кризис подготовил скрытый кризис (конца 19 – начала 20 веков). Причины скрытого кризиса – в психологии и смежных областях (Дарвинистская теория эволюции человек имеет животное начало, немецкая классическая философия – Маркс – человек социальное существо, открытия в физиологии Сеченов, идеи Гальтона (тестирование, психодиагностика). Разработки в медицине Шарко, Бергейм (выход в бессознательное), общий культурный фонд (немецкий романтизм) – открытый кризис на Западе.

Направления открытого кризиса.

1. Психоанализ – к 10г. разбитое движение. Раскол психоанализа. От Фрейда отделились Адлер, Юнг. Эмиграция новой волны психоаналитиков.

2. Гештальт – появление теории поля Левина.

3. Бихивиоризм – в США 13г. Уотсон. Возник как результат развития русской физиологической школы (идеи Бехтерева)

4. Немецкая школа – исследования мышления. Создатель Кольбе?. Представители Марбе, близок Бюллер.

5. Понимающая психология Германии – возникла в 19 в. Создатель Дильтей. Противоположна объяснительной психологии. 2 вида науки – о природе и о духе.

6. Французская школа – Дюркгейм, Леви. Законы существования сообщества не сводимы к сумме отдельных индивидов. Индивидуальное сознание определяется сознанием коллектива.

Понятие «открытого кризиса» ввел Рубинштейн для обозначения первого периода 20°х годов, когла оформились бйовныепсихологические школы. Последняя треть 19 века — это период «скрытого ассоцианизма», когда Дарвин обозначил новый тип эволюционного учения: человек приспосабливается к миру, а следовательно, наши внутренние структуры приспосабливаются к структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии — 1912-1935 гг.

Основные причины кризиса:

· Н.Н. Ланге : обилие эмпирический факторов;

· Л.С.Выготский: отсутствие общей психологии, т.е. методологии среднего уровня.

· С.Л.Рубинштейн: во всех психологиях есть разрыв между сознанием, поведением и миром.

Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии:

1. 70-е годы 19 века — первое.Ю-тилетие 20 века.

2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века.

3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века.

Описательная психология.

Описательная психология (descriptive psychology) — происхождение термина описательная психология исторически связано в первую очередь с именами двух немецких философов — Ф. Брентано и В. Дильтея, причем на разных этапах своей научной карьеры оба ученых вкладывали в него разный смысл. После непродолжительного периода забвения методы описательного и качественного анализа вновь становятся объектом повышенного внимания психологов. По мнению Брентано, О. п. ограничивает свой предмет только внутренними перцепциями. Как Тео де Бур пишет в своей статье "Описательный метод Франца Брентано" (The descriptive method of Franz Brentano), в начале своей научной карьеры Брентано считал О. п. исключительно подготовительным этапом общей психологии, на к-ром раскрывается и проясняется то, что находится в душе человека, с тем чтобы Генетическая психология могла установить причинные законы одновременности и последовательности. В дальнейшем О. п. трансформировалась для Брентано в самостоятельную отрасль знания, к-рую он намеревался превратить в основу таких нормативных наук, как логика и этика. Именно эти представления Брентано и повлияли на Э. Гуссерля, к-рый тж начал с идеи О. п., однако позднее переименовал ее в феноменологию, к-рую он намеревался сделать научным фундаментом филос. знания.

В своей статье "Мысли об описательной и расчленяющей психологии" (Ideas concerning a descriptive and analytic psychology) Дильтей проследил идею описательной науки от X. Вольфа и Э. Канта, подчеркивавшего разницу между описательным и объяснительным методами, до Т. Вайца, к-рый наметил примерную комплементарную программу дескриптивной и объяснительной психологии и идеи к-рого Дильтей подверг дальнейшей переработке. Изначально Дильтей рассматривал психологию как основу всех наук о чел. Однако подходы и содержание совр. ему психологии, созданной и развивавшейся благодаря трудам Гербарта, Фехнера и Вундта, были столь ограниченными, что Дильтей обратился к идее О. п. как источнику информ. о фактах сознания именно в том виде, в каком оно их обнаруживает, а не в виде реконструкций гипотетических элементов, что пыталась предложить объяснительная психология. Вместо этого О. п. в качестве своего объекта выбирала "взрослого человека с развитой психической жизнью", к-рую надлежало "охватить, описать и проанализировать во всей ее полноте". Исходя из этого, можно увидеть, что Брентано и Дильтей по-разному понимали сущность О. п. Брентано (в начале своей ученой карьеры) рассматривал О. п. как необходимый этап развития психологии, впоследствии дополняемый объяснительной психологией, тогда как Дильтей противопоставлял одну систему другой.

Читайте также:  Сердечные_препараты_в_инъекциях

В дальнейшем в своей трактовке О. п. Брентано приблизился к т.зр. Дильтея (к идее о самостоятельной науке, играющей роль основы нормативных наук), однако определенные различия в их интерпретациях все же существуют, отражая различия в мировоззрении этих двух философов. На более поздних этапах своей карьеры Дильтей уже выражал сомнения в том, что даже такая наука, как О. п., на самом деле может служить основой для всех наук, изучающих чел. Описательная психология по сей день яв-ся растяжимым понятием, но его толкование больше не ограничивается его ист. смыслами. Его осн. значение состоит в том, что психич. явления должны описываться в том виде, как они переживаются и эксплицитно выражаются. Феноменологические инсайты вывели О. п. за границы сферы внутренней перцепции (внешние перцепции, понимаемые как "присутствия", могут также описываться), а давление конкретных проблем привело к определенным прорывам в методологии (были разработаны чисто качественные и интерпретативные методики).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Билет 25.

27.Возникновение «открытого кризиса» в психологии, причины и развитие.

Отечественная психология поведенческая психология — разные направления — Бехтерев -объективная психология, рефлексология, исследования условных рефлексов -Павлов, Блонский — идея психического развития на базе марксизма, Корниловская реактология, расцвет и закат психоанализа Троцкого, становление первых идей Рубинштейна, Узнадзе, КИТ Выготского, харьковский период Леонтьева. Школы по разному определяли предмет. 10-ЗОе годы наиболее явно обозначились противоречия. Причины открытого кризиса: Выготский — «Исторический смысл психологического кризиса» причина — разрыв между теорией и практикой. Отсутствует методолгия психологии, (общая психология — наука о понятиях которыми пользуется психология — методология). Рубинштейн — разрыв между человеком и миром, между поведением и деятельностью, сознанием и миром. Открытому кризису предшествовал скрытый кризис (конца 19 — начала 20 веков). Пpичдны скрытого кризиса – в психологии и смежных областях (Дарвинистская теория эволюции: человек имеет животное начало, немецкая классическая философия — Маркс — человек социальное существо, открытия в физиологии Сеченов, идеи Гальтона (тестирование, психодиагностика). Разработки в медицине Шарко, Бергейм (выход в бeccoзнaтельнoe), oбщий культурный фонд (немецкий романтизм) — открытый кризис на Западе.

Направления открытого кризиса.

1. Психоанализ — к 10г. разбитое движение. Раскол психоанализа. От Фрейда отделились Адлер, Юнг. Эмиграция новой волны психоаналитиков. 2. Гештальт — появление теории поля Левина. 3. Бихивиоризм — в США 13г. Уотсон. Возник как результат развития русской физиологической школы (идеи Бехтерева). 4.Немецкая школа — исследования мышления. Создатель Кольберг. Представители Марбе, близок Бюллер. 5. Понимающая психология Германии — возникла в 19 в. Создатель Дильтей. Противоположна объяснительной психологии. 2 вида науки — о природе и о духе. 6. Французская школа — Дюркгейм, Леви. Законы существования сообщества не сводимы к сумме отдельных индивидов. Индивидуальное сознание определяется сознанием коллектива.

Открытый кризис в психологии, первая треть 20 века. Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интеллектуального развития и прикладных исследований, обнаруживали несостоятельность психологической теории, ее основы — идеалистические представления о психике. В 19в. шло активное развитие наук, которые опровергали многие психологические воззрения и теории, активно развивалась физиология (душа и тело — разные вещи), биология (человек не божественное существо), психиатрия. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания. Были сделаны фундаментальные открытия в физике и химии. Источником кризиса явились запросы практики, необходимость ответить на которые, привела к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирическим интроспективным ассоцианизмом. Появление новых исследований. Открытый кризис — явился свидетелем развития этой науки и естествознания. Развитие собственно психологического эксперимента, приложение экспериментальных методов к различным областям науки и практики, развитие исследований в психологии способствовали возникновению новых направлений. Каждое из которых открывало противоречие в теоретических основах старой психологии. Основное содержание периода открытого кризиса — возникновение новых направлений. Психоанализ – Австрия, Фрейд — психика не тождественна сознанию, 1913. Бихевиоризм – США, Уотсон — объективный подход к поведению, а не сознанию. Гештальтпсихология – Германия, Вертгеймер — учение о мышлении , восприятии.

Общая характеристика основных направлений «открытого кризиса».

Понятие «открытого кризиса» ввел Рубинштейн для обозначения первого периода 20х годов, котда оформились новые психологические школы. Последняя треть 19 века это период «скрытого ассоцианизма», когда Дарвин обозначил новый тип эволюционного учения: человек приспосабливается к миру, а, следовательно, наши внутренние структуры приспосабливаются к структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии — 1912-1935 гг. Основные причины кризиса: Н.Н. Ланге : обилие эмпирических факторов; Л.С.Выготский: отсутствие общей психологии, т.е. методологии среднего уровня. С.Л.Рубинштейн: во всех психологиях есть разрыв между сознанием, поведением и миром. Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии: 1. 70-е годы 19 века — первое 10-тилетие 20 века. 2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века. 3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века. Итак первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистнческой сенсуалитической психологии и в тоже время отсутствие новой психологической теории. Вундт ввел в психологию экспериментальный метод и в 1879 году открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. На вопрос чем заменить ассоцианизм и сенсуализм каждая школа отвечает по-своему. Основы традиционной психологии заложены еще в 17 веке Декартом и Локком, где выделялись следующие принципы ассоцианизма: 1) психика понимается как душа, сознание, 2) душа состоит из элементов, 3) Эти элементы носят чувственный характер, 4) интроспекция — метод познания этих элементов, единственный метод в исследовании сознания. Каждое из направлений открытого кризиса (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, понимающая психология, французская социологическая школа) выступало против одного из этих моментов. Психоанализ. Фрейд разрушил представление в соответствии, с которым психическое отождествлялось с сознанием, а психология объяснялась наукой сознания. Главная задача — найти приемы, открывающие область бессознательного. Эта задача решалась путем анализа сновидений, ошибок повседневной жизни. Бихевиоризм возник в США и является реакцией на структурализм Вундта (где структурализм -поиск структуры сознания путем самонаблюдения и экспериментов). Уотсон требовал объективного подхода, не к явлениям сознания, а к поведению. Выдвинул проблему объективности в психологии. Французская социологическая школа. Выступала против индивидуализма ассоцианистической психологии. Эта школа выступает с идеей о том, что существует коллективная психика. Социальная природа человеческой психики первична. Дюркгейм выдвигал идею общественно-исторического развития психики человека. Леви-Брюль изучал первобытное мышление, Пьер Жаке показал взаимосвязь культуры и психики. Целостная описательная психология, Дильтей (1833-1911) отрицал естественно научную ориентацию психологии. Естественные науки пользуется объяснениями, привлечением гипотез, экспериментом. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснений в этом смысле поиска причин. Центральный методологический принцип описательной психологии противопоставление понимания и объяснения. Понять — это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Предмет описательной психологии — развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности. Дильтей делил науки о природе и о духе. Шпрангер — понимающая психология — делал акцент на целостную психическую жизнь, которая не сводится к элементарным процессам. Говорят о связи сознания с элементами культуры, под влиянием которой оно реально формируется. Гештальтпсихология берлинская школа, чьи представители выступали против идеи элементаризма, так как есть целостный образ — «гештальт». В России открытый кризис связан с октябрьской революцией. Новые задачи были связаны: вопросами участия психологии в социалистическом строительстве, в рационализации производства, строительстве новых школ. Задача –п реодолеть отрыв школы от жизни, труда. Методологической перестройкой занимались Блонский, Корнилов, Выготский, Басов, Рубинштейн.

Читайте также:  Норма_супа_в_столовой

Ни одно из возникших направлений не смогло вывести психологию из кризиса, однако эти подходы оказали большое влияние на развитие психологии.

59.Психологическая коррекция, ее виды; методы и средства психокоррекционного воздействия. П.К. это обоснованное воздействие психолога, направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Коррекционная работа: что есть? Что должно быть, Что надо сделать, чтобы стало должное? 2_пути осуществления коррекции: 1.Ориентирован на усредненное представление о новме. Существует обобщенная информация о людях и на основании ее составляется задание в виде советов. 2.Ориентация на индивидуальные возможности совершенствования человека. При коррекционной работе встает вопрос о норме психического развити, норма- ключевое понятие П.К. -нейропсихологический уровень, нормального психического развития. -возрастно-психологический уровень — возрастной закон психического развития. -общепсихологический уровень -знание основ, закономерностей, механизмов. Методы зависят от психологической школы, которой придерживается психолог. А)поведенческий подход — контробуславливание, оперантные методы, парадоксальные через наблюдение, система наград. Б)Дёятельностный подход- организация специального обучения (Гальперин ООД). В)когнитивный подход. Г)психоаналитический. Д)-экзистенциальный. Е)гештальттерапия. Типы психокоррекционного воздействия — диагностика, этап коррекции, профилактика.

Психокоррекция – это вид психологической помощи, который базируется на психологическом консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента (как здоров, так и с изменениями психики) с помощью определенных психокоррек-х методик. Это часть психологической помощи, которая включает в себя психологическое консультирование – т.е. постановку клинического психологического диагноза; психокоррекцию и психотерапию. ЦЕЛЬ П.К.- приведение психического состояния к определенной норме у лиц с характерологическими девиациями, личностными аномалиями, либо для освоения той или иной специфической (особой) д-ти. Исходя из поставленной цели, решаются следующие ЗАДАЧИ: 1. компенсация патохарактерологических особ-тей л-ти, например, акцентуаций по опред типу. 2. воздействие на особенности личности, свяязанные с ее аномальным развитием (при опред акцентуациях утрачивает те или иные кач-ва л-ти – диффект л-ти – при шизоидной акцентуации страдает эмоциональная сфера). 3. развитие психологических качкств, необходимых для определенных видов деятельности (например, развитие в детском возрасте опред качест, необходимых в опред профессии).

Основным методом психокорррекционного воздействия является активное внешнее вмешательство в формирование адекватного, желаемого психического состояния человека через усиление его активности и психического комфорта. Итогом такого вмешательства является гармонизация отношений человека и социума. Задачей такого воздействия является формирование навыков психологической компенсации, усиленных черт хар-ра или требований социума. Выработка оптимальных навыков наиболее эффективна с помощью индивидуальных и групповых тренингов, которые являются средствами психокоррекционного воздействия. Наиболее популярны аутогенная тренировка, рациональное психокоррекционное воздействие (специально построеное воздействие- общение с клиентом для выработки опред навыков и поведения). Поведенческая терапия – отработка поведенчиских навыков, необходимых в различных видах д-ти, НЛП, психодрамма, транзактный анализ и т.д. БИЛЕТ 35.

62. Отбор содержания по учебному курсу « психология». Госстандарт – опред док-т. цели обучения – развитие психологического мышления специалиста, развитие психодиагностических способностей студентов, формирование коммуникационных потенц л –ти будущ специалиста. Формирование и развит умений психолог прогнозирования и учета психол последствий принимаем решений. Формиров и развитие умений решать психол задачи в системе педагогич и другой профессион д-ти. Цели обучен психолог в области развития л-ти психолога: мотивац профессион познания, развитие научного мировоззрения, формирование профессион и жизненно-важных ценностно-смысловых образований и ориентаций личности, развитие самосознания, сомоорганизации и соморегуляции, обогащение познават и интеллектуального и волевого потенциала студентов.

Особен-ти конструирования предметного содержания ( в больш степени определ профессиограммой – какой профиль специалиста, такой и курс и его содержание). Соответств подготов специал-та психолога требованиям, кот обуславлив конкретн сферой их профессион д-ти и возможностями самореализации в кач-ве специалиста, перспективам профес-го роста, профес-ой востребован-ти и конкурентоспособн-ти. Содержание образования должно соотв ур-ню науки, современным и прогнозируемым тенденциям ее развития и совершенствованию технологий.

Особ-ти преподав различн теорет и прикладных отрасл психол-ии, спицеф условий разнообр типов учебных заведений (школа, ВУЗ, профильные и непрофильные факультеты, разные специализации – различен отбор и колличество содержания), ориентир на возрастные особ-ти и потребн л-ти в образовании, рациональное применение современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалиста с учетом их психол возм-тей и развития.

Процесс отбора содержания курса психологии должен соответствовать общедидактическим принципам.

Подготовка планов, конспектов.

35. Личностные особенности и характеристики общения у лиц с психическими нарушениями. Личностные особенности как правило невелируются за счет увеличения психопатологических синдромов и симптомов. Эти люди живут в рамках бреда и галлюцинаций, которые и определяют их поведение. Общение с такими людьми должно строится в рамках конкретных психических заболеваний. При бреде и галлюцинациях необходимо принять меры направленные на предотвращение нанесения вреда окружающим и самому больному (госпитализация больного). С больным в бредовом расстройстве нельзя спорить, в особенности в рамках его бреда – у них отсутствует критическое мышление. Тихо, спокойно, соглашаясь, но не поддерживая бред, но и не отрицая его работать с пациентом. Критерием оценки при бредовых расстройствах является наличие или снижение, отсутствие критики к своему состоянию: формальная или неформальная (соглашается с врачем, но при этом сом-то знает, что это есть). Психолог – врач – должен уметь определять по внешним, формальным признакам наличие бреда или галлюцинаций. Со стороны психолога общение носит формально-ролевой характер – выполняет профессиональные обязанности, не вникая в личностные проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Сколько_дней_тухнет_яйцо
Тухлые яйца. Зачем тухлые яйца в дом или квартиру подкидывают отделочники? Здравствуйте, мои дорогие отделочники и те, кто интересуется отделочными...
Сироп_брусники_полезные_свойства
Сироп из брусники Ягоды брусники обладают приторным и горьким вкусом, из-за этого их редко употребляют , а между тем брусника...
Сколько_грамм_в_конфете_рулада
Таблица веса конфет. Количество в 100 гр и 1 кг Вес конфеты колеблется существенно в зависимости от состава. Например обычные,...
Сколько_переваривается_майонез
Популярные диеты Статьи, новости, советы Сколько переваривается майонез В этой статье рассмотрим время переваривания различных продуктов. Думаю многим это будет...
Adblock detector